Одна из самых популярных материй среди дизайнеров и людей, стремящихся следить за модными тенденциями – трикотаж. Вещи из этой ткани имеют долгий срок службы, выглядят эффектно, не отличаются чрезмерной требовательностью в уходе, вызывают приятные тактильные ощущения.
Плюсы материи
Само название материи в переводе на русский язык с французского означает «вязаная вещь». Полотно не ткут, а получают с помощью вязания – материя состоит из объединенных петелек.
В процессе изготовления трикотажа переплетаются петли и скрученные волокна на специальной вязальной машине. Полученное изделие приобретает следующие характеристики:
- становится эластичным и устойчивыми к износу;
- даже долгая эксплуатация не сказывается на форме изделия;
- пропускает воздух и отличается умением поддерживать тепло в холодное время года и прохладу во время жары;
- непритязательно в уходе.
Из трикотажа изготовляют практически любую одежду. Это и наряды с большим объемом, и элегантные вечерние платья, и элитарное нижнее белье.
Отрицательные стороны
Несмотря на многочисленные плюсы, у трикотажной ткани есть и свои минусы. Материя требует бережной стирки и использования специальных моющих средств, хранения в сложенном виде, горизонтального способа сушки. Если при изготовлении ткани использовалось некачественное сырье, то изделия могут растягиваться и вызывать аллергическую реакцию.
Виды
В зависимости от способа переплетения трикотаж подразделяется на следующие типы:
- кулирный, когда целый ряд петель получается из одной нити. Все петли последовательно изгибаются (кулируются);
- основовязаный, когда из одной нити создаются одна – две петли, а следующая пара из другой нитки и так далее;
- одинарный, представляющий собой легкое, растягиваемое полотно, предназначенное для изготовления тонких вещей и белья;
- двойной, предназначенный для изготовления верхней одежды, т.к. полотно производится плотным и прочным с двумя лицевыми сторонами.
Существует еще один вариант классификации тканей по способу обработки – неотделанный, пестровязаный, гладкошерстный.
Внешний вид ткани
Визуально различаются следующие типы материй:
- махровые;
- флисовые;
- жаккардные;
- свитерные;
- джерси;
- кулирная гладь;
- бифлекс;
- жаккард;
- диор;
- велюр;
- плюш.
Каждый из вышеперечисленных типов имеет свои качества, о которых необходимо рассказать отдельно.
Особенности
Лицевая сторона махрового варианта напоминает банное полотенце, в честь которого ткань и получила название.
Свитерный трикотаж бывает и гладким, и ворсистым.
Джерси является уникальным материалом, прекрасно защищающим тело человека от ветра и мороза.
Кулирная гладь отличается высокой прочностью. Из этой ткани изготовляют одежду для взрослых и детей.
Пижамы и халаты, дарящие приятные тактильные ощущения, шьют из футера.
Ткань в резиночку (бифлекс), прекрасно подходит для манжет и нарядов спортсменов, цирковых артистов и танцоров.
Жаккардовую ткань, которая обладает повышенной плотностью и представительным внешним видом, в основном используют для пошива занавесок и чехлов для мебели.
На пледы, покрывала, предметы детской одежды идет флис – легкая и мягкая материя.
Похожий на искусственный мех плюш используют при изготовлении игрушек и обивки мебели.
Густые и мягкие ворсинки велюра напоминают бархат. Из ткани шьют брюки и платья.
Современная ткань с однотонным узором (диор) идет на пошив нарядов для торжественных случаев.
Правила выбора
При покупке нарядов из трикотажа следует ориентироваться на то, в какое время года будет носиться одежда.
На весенне-летний сезон необходимо приобретать вещи, изготовленные из трикотажа с минимальным количеством синтетических добавок. Следует остановить свой выбор на одежде из таких тканей как стрейч-коттон, вискоза или других тонких видов трикотажа.
Производители изделий на осенне-зимний сезон приобретают оптом трикотаж, идущий на пошив верхней объемной одежды с добавлением шерсти, акрила, лавсана, начеса или плюша.
Цветовая палитра
Правильный выбор расцветки трикотажного изделия зависит от цвета волос покупателя. Так, обладателям рыжих шевелюр подойдут трикотажные изделия оливкового или коричневого оттенков.
Брюнеты и брюнетки должны выбирать изделия, окрашенные в теплые тона, а блондинам и блондинкам стоит остановить выбор на холодных цветах трикотажных изделий.
Основа ткани
При производстве трикотажа используются натуральные и искусственные волокна. Натуральное сырье хорошо пропускает воздух, но быстро выходит из строя и мнется. Синтетические материалы быстро сохнут, но накапливают статическое электричество. Чтобы использовать положительные стороны и нивелировать отрицательные моменты, производители комбинируют натуральные и искусственные волокна. Среди натуральных материалов чаще всего используются шерсть, лён, шёлк. Они не вызывают аллергию, «дышат» и прекрасно сохраняют тепло. Для придания материи эластичности, упругости, умения держать форму добавляют ацетат, вискозу, акрил, полиэстер, лайкру и эластан. Правильно подобранное процентное соотношение натуральных и искусственных волокон позволяет получать ткань, которая:
во-первых, не выгорает на солнце;
во-вторых, не растягивается;
в-третьих, не впитывает влагу;
в-четвертых, быстро сохнет.
Традиционные изделия
Как правило, трикотажные ткани используются для изготовления летних вещей – маек, шортов, сарафанов, кофточек. Плотные ткани, состоящие из двойных или тройных нитей, идут на изготовление верхней и спортивной одежды.
Уход
Во время стирки, последующего просушивания и глажки трикотажных вещей необходимо следовать ряду правил. Это позволит изделиям долго выглядеть как новые.
- Трикотажные вещи нельзя сильно выкручивать.
- Во время полоскания воду необходимо менять несколько раз.
- Температура воды при стирке не должна превышать 40ºС.
- Категорически запрещено использовать отбеливатели.
- Сушить трикотажные вещи следует в горизонтальном положении.
- Лучше всего разглаживать изделия при помощи пара.
- Хранить трикотаж следует в специальных пакетах со средствами от моли.
- Катышки на ткани следует удалять бритвой или специальными приспособлениями.
Соблюдение этих не столь сложных правил позволит трикотажной одежде долгое время сохранять свой первоначальный вид.