Человеку, далекому от процесса технологии нанесения принта на материю, практически ничего не говорит выражение «набивной ситец», хотя подобное приходилось слышать неоднократно. Столь необычное словосочетание возникло еще до эпохи технического прогресса и благополучно дошло до наших дней. В стародавние времена для того, чтобы нанести на ткань узор, орнамент или рисунок, из дерева вырезался штамп.
Затем на заготовку наносилась краска и она накладывалась на материю. Потом начинался процесс постукивания, дабы краска лучше легла на ткань. Вот от этого постукивания и пошло выражение «набивной» материал.
Исторические факты
Использование молоточков продолжалось вплоть до XVIII столетия. Процесс механизации производства привел к тому, что клише (штампы) были заменены гравированными валами. Подобная технология используется производителями тканей и сегодня. Передачу миниатюрных форм, наложение теней и полутонов осуществляют при помощи растра – нанесения изображений точками.
Виды
Сегодня производители используют несколько типов нанесения рисунков на ткани. Это:
- печать;
- роспись;
- жаккард;
- дамаст;
- шелкография и другие.
Рассмотрим более подробно каждый из методов.
Шелкография
Это самый старый метод нанесения рисунка на ткань. Изобретен более двух тысячелетий назад на родине шелковой материи. В Древнем Китае изготовлялись трафареты, которые накладывались на натянутую шелковую материю. Через участки заготовок, покрытые красками, производился оттиск. Сегодня по данному принципу наносится принт на такие искусственные ткани как капрон и нейлон.
Цвет на ткань наносится идентично процессу, применяемому в полиграфической промышленности. Для получения яркого и красочного рисунка необходимо применить клише с четырьмя основными цветами – желтым, красным, голубым и черным.
К преимуществам метода шелкографии относят:
- бюджетную цену на краску и ее долгую устойчивость к истиранию и выцветанию;
- нанесение красочного слоя необходимой толщины на любой вид ткани;
- широкий формат рисунка.
Среди отрицательных сторон метода отмечают сложность процесса, дороговизну клише, и их окупаемость только при больших тиражах печати.
Рисунки без трафаретов
Принтер для цифрового метода напоминает устройство, имеющееся в любой компании. Различие заключается только в размерах. Принтер «запоминает» рисунок, который собираются нанести на ткань. Метод позволяет оформлять элегантные орнаменты, рисунки с ярко выраженными границами. Нечеткое изображение, блеклые краски получаются при работе с материалом низкого качества.
Рисунок на ткани
Полотно материи растягивается на платформах. Вращающиеся барабаны подают краску, и наносят рисунок в несколько этапов. По окончании процесса получается законченный орнамент.
Сетчатые шаблоны
Данный способ печати изобретен в Японии. Мастера Страны восходящего солнца взяли за основу фотофильмпечать. В двадцатых годах прошлого века метод стали использовать в европейских странах, а еще через десятилетие и в Советском Союзе.
В начале шестидесятых фирма «Stork» представила на суд специалистов первую машину, в которой сетчатые клише имели форму цилиндров. Шаблон покрывался лаком, но не полностью – в просветы подавалась краска. Каждая из заготовок раскрашивала ткань частью рисунка определенного цвета.
Преимуществами данного метода являются:
во-первых, высокая производительность;
во-вторых, экономное расходование краски;
в-третьих, долгий срок сохранения яркости цвета.
Среди недостатков метода отмечают малое количество цветных шаблонов (максимум дюжина) и сложный процесс производства.
Технология XX столетия
В середине прошлого столетия ученые обнаружили, что при температуре около ста девяноста градусов краски из твердого состояния, минуя жидкое, переходят в газообразное. В восьмидесятые годы появились первые принтеры, способные работать по данной технологии.
Данный процесс имеет одну особенность – обратный переход из газообразного в твердое состояние возможен только при работе с искусственными тканями. С тканями из природных материалов такой процесс провести не представляется возможным.
Высокая четкость получаемых изображений обеспечила необычайную популярность метода среди производителей тканей.
Несомненными положительными чертами метода являются:
- быстрота процесса, т.к. нет необходимости пропитывать материю красителями;
- высочайшее качество дизайна;
- насыщенность цвета.
Существуют и два недостатка – высокая стоимость метода и невозможность работать с тканями, изготовленными из материалов природного происхождения.
Жаккард
Изящные и многообразные орнаменты получаются на тканях с жаккардовым переплетением нитей. Игра света, характерная для данной категории материалов, обусловлена тем, что нить утка перекрывает волокна основы материи. Кроме игры света такое плетение позволяет создавать оригинальный, периодически повторяющийся рисунок.
Дамаст
Материя получила наименование по названию столицы Сирии, где ее ткали еще в раннем Средневековье. Нити утка дамаста бывают разного цвета. Подобное разноцветье позволяет создавать необычайно эффектные узоры. Вместе с тем необычный эффект игры света, характерный для жаккарда, не теряется. Данный трикотаж оптом закупают производители ярких и элегантных нарядов.
Роспись
Ручная роспись в технике батик настолько прекрасна, что внесена в список ЮНЕСКО, как шедевр духовного наследия человечества. Использовать батик для постельного белья непозволительная роскошь. Материал будет стоить очень дорого. Другое дело нанесение узоров на платки, паланкины, шали. Изделия с таким орнаментом необычайно эффектны и элегантны.