В Поднебесной производство текстильных изделий считается старейшей промышленностью. Именно впечатляющие успехи в этом сегменте народного хозяйства сыграли не последнюю роль в том, что Китай стал второй экономикой мира и главным конкурентом Соединенных Штатов. В современном Китае во всех провинциях функционирует множество текстильных фабрик. Эта отрасль легкой промышленности стала оплотом экономики страны.
Производство текстильных изделий составляет значительную часть внутреннего валового продукта и существенный процент от всего экспортного потенциала страны. Уже в 2015 году Китай экспортировал текстильную продукцию (пряжу, ткани, одежду) на 574 миллиарда долларов. Чтобы лучше понять значение этой цифры, скажем, что это сорок процентов мирового экспорта в этой области экономики. Доставка текстильной продукции из Китая во многие страны мира стала обыденным делом. Объясняется это растущим спросом и высоким качеством китайской продукции.
Особенности мировой торговли
Успех в международной конкуренции определяется двумя факторами – наличием соответствующих технологий и затратами на труд. Швейное дело отличается высокой затратностью трудовых ресурсов, а в текстильной промышленности на первый план выходят технологии и финансовые вложения. Трудолюбие китайцев известно во всем мире. В этом отношении лишь немногие народы могут соперничать с ними. В сравнении с конкурентами, китайская текстильная промышленность значительно опережает их по следующим параметрам:
— низкая заработная плата рабочих по сравнению с другими странами, производящими текстиль;
— наличие большого количества хорошо подготовленных, но относительно низко оплачиваемых специалистов;
— являясь одним из мировых лидеров по выращиванию и производству хлопка, тканей и пряжи, страна получает несомненное преимущество перед конкурентами с точки зрения материального обеспечения производства.
Немаловажным фактором является объем рынка. До 70% произведенной продукции поглощается внутренним рынком. Повышение спроса оказывает существенное «давление» не только на количество, но и на качество продукции. Подобного масштабного внутреннего рынка не существует ни в одной из развитых, или развивающихся экономик планеты. Начиная с середины восьмидесятых годов прошлого столетия Китай прочно удерживает лидирующее положение в мире по производству пряжи. Эта отрасль промышленности за последние четверть века выросла в стране в четыре раза.
Экспорт в цифрах
Сухие статистические данные говорят о том, что за последние тридцать лет экспорт текстиля из Китая вырос с 4,6 процента до более чем семнадцати. За тот же период Поднебесная увеличила поставки одежды на мировой рынок с четырех до двадцати четырех процентов. Такой рост оказался не под силу ни одной стране в мире. Из приведенных показателей видно, что Китай наибольших успехов добился в производстве одежды, т.е. в том сегмента экономики, в котором главным являются наличие дешевых рабочих рук, а не финансовых вложений.
Топ-компании Китая
Ежегодная прибыль лучшей десятки текстильных предприятий страны исчисляется миллионами долларов. Возглавляющая рейтинг компания Jiangsu Hengli Group получила за год прибыль в двадцать два миллиарда долларов. Внушительный доход имеет расположившаяся в списке на десятом месте фирма Shandong Jining Ruyi Woolen Textile Co Ltd. Ее прибыль составила 96 миллионов твердой валюты.
Китайские компании поставляют на мировой рынок жаккардовые, декоративные, шелковые, бархатные, обивочные, портьерные ткани. Потребителям предлагается оптимальное соотношение, исходя из формулы «цена – качество». Следует учесть, что большинство крупных китайских текстильных предприятий начали свою деятельность не более чем четверть века назад. Правильная стратегия, высокое качество товаров позволили за столь короткий срок выйти в мировые лидеры, и именно в Китае закупают оптом ткани и одежду европейские, американские и российские посреднические компании.
Факторы успеха
Бизнес-стратегии крупных текстильных фирм и предприятий имеет ряд схожих черт:
— разработка качественного и запоминающегося покупателю товара;
— удачный подбор цветовой гаммы и рисунков текстиля;
— грамотная маркетинговая политика;
— учет потребностей отечественного и зарубежного потребителя;
— максимальное использование преимуществ натуральных тканей;
— интеграция в мировую торговую систему.
Рост конкуренции внутри Китая идет на пользу всей экономической системе страны. Здоровое соперничество заставляет производителей выносить на рынок все более качественный текстиль для потребителей как в своей стране, так и для зарубежных покупателей.